Возвращение мифа, Борис Над

PODELI/ODŠTAMPAJ:




ВОЗВРАЩЕНИЕ МИФА



Противоречивые процессы "демифологизации" и "ремифологизации" не неизвестные древним цивилизациям, в которых старые мифы иногда бывают уничтожены (демифологизация) и заменены новым (ремифологизация). Другими словами, здесь демифологизация и ремифологизация обусловленыe и зависимые процессы. Они не ставят под вопрос самую мифическую основу традиционного сообщества; кроме того, они хранят ее актуельной и живой.

Кстати, мифкроме в исключительных случаях крайней деградации и секуляризации одной традиции и культуры – для нас это не фикция примитивных, суеверия или недоразумения, а очень краткое выражение высших сакральных истин и принципов, которые, по мере возможности, переводятся на конкретный язык земной реальности. Миф сакральная истина выраженная популярным языком. Там где предположения теряются, необходимые для его понимания, надо сбросить одно мифическое содержание, чтобы на его место пришло другое.


Опасные интуиции

Миф, в традиционным культурам, большое поле антитезы, в котором, как указывает капитальное произведение И. Я. Бахофена Матриархат, сталкиваются два больших и непримиримых принципов: уранический и хтонический, патриархальный и матриархальный, проектируя себя во все второстепенные модальности, от государственного и общественного строя до искусства и культуры. С появлением индоевропейских, патриархальных захватчиков на почве старой матриархальной Европы началась борьба двух противоположных принципов, чьи некоторые эпизоды освещает студия Бахофена. В данном случае, старые матриархальные мифы и культы заменяются патриархальнымi, через параллельные и переменные процессы де-и ремифологизации, и следы этой борьбы встречаем также в некоторых мифических сюжетах, которые могут быть понятым, как и очень краткую религиозно-политическую историю, таким образом, как их интерпретирует Роберт Грейвс в своей книге Мифы Древней Греции.

            Напротив, демифологизация, которая в Греции достигает своего пика после Ксенофана (565-470), полная и радикальная. За ней не следует никакая ремифологизация, она является результатом полной десакрализации и профанации культуры, где получается гашение мифического и пробуждение исторического сознания, когда человек перестает понимать себя как мифическое, и начинает понимать себя как историческое бытие. Феномен, который имеет аналогию с двумя моментами в истории: в первую очередь, с демифологизацией, которую приносит раннее христианство. Для первых христианских богословов, миф – это противоположность Евангелию, а Иисус был исторической фигурой, чью историчность отцы доказывают и защищают перед неверующим. В отличие от того есть реальная ремифологизация среднего века, с рядом примеров ревитализации древних мифических содержаний, зачастую конфликтующих и непримиримых, от мифа о Граале и мифа о Фридрихе Втором, до эсхатологических мифов эпохи крестовых походов и разнообразных мифов тысячелетия. Без сомнения речь толко идет о реактуализации намного старших мифологических содержаний и их "опасных интуиций", которые превышают свои поводы и свидетельствуют о живом присуствии мифических сил внутри исторического мира, никакие демифологизации которoго не успевают искоренить или потушить.


Потребительская мифология. Полночь истории

            Другим примером радикальной демифологизации является демифологизация, которая начинается с эпохи иллюминизма, чтобы дотыгла своего пика в "технологической вселенной". Она (как и предыдущие) прямое выражение деградации и упадка современного человека, который не мифическое или историческое бытие, а лишь "потребитель" внутри "потребительской и технократической цивилизации" или просто добавление технологической вселенной. Героический импульс, который двигал человека, как мифическое, так и историческое бытие, онемел. Деструктивные силы демифологизации постоянно чистят и отстраняют мифические примеси из области потребительской цивилизации и человеческой памяти в целом, уничтожая "опасные интуиции", которые содержатся в них. Внутри технологической вселенной, которая является только завершающей стадии упадка (современного) человека, наконец-то закрывает горизонт человеческого, потому что здесь человек имеет только одну силу и только одну свободу: силу, чтобы тратил и свободу, чтобы покупал и продавал. Эта свобода и эта власть свидетельствуют о смерти человека (который известнен мифу и истории), потому что внутри технологической вселенной и потребительской цивилизации все, что превосходит "потребительское животное" просто не может существовать. "Смерть искусства" о которой говорят исторические авангарды – это простое следствие смерти человека, сначала в качестве мифического, а потом в качестве исторического бытия.

            Конечно, процесс демифологизации никогда не может быть завершен, по той простой причине, что разрушение не касается самых мифических сил. Они снова появляются и возвращаются назад в историю, то ли под маской «исторического», то ли, как что-то, что противостоит истории. Это относится и к одномерной вселенной технократической утопии. В результате того, в потребительской цивилизации реальные мифические содержания заменяются симулякрами мифического: дикорастущими суб-культурными идеологиями, т.е. "потребительской мифологей", чьи героиличности comic strip-а, таких как Супермен.

            Но, исчерпание долгими и деструктивными процессами демифологизации не обозначает возвращение в мифическое время.

            "Мы стоим в полночи истории; часы пробили двенадцать, и мы смотрим вперед, в темноту, где видны контуры будущих вещей. Эта точка зрения сопровождается дрожью и тяжелыми предвещениями. Вещи, которые мы видим или думаем, что видим – у них еще нет названия, они безымянны. Если мы обратимся к ним, не ударим их точно и они уходят от петли нашей власти. Когда говорим мир, может начать война. Планы о счастье в мгновение ока превращаются в смертоносные".

            Короче говоря: "Грубые вторжения, которые во многих местах превращают исторические ландшафты в элементарные, скрывают изменения мелкой, но агрессивной категории" (Эрнст Юнгер: Стена времени).


На заре истории

            В произведении У стены времени немецкий писатель Эрнст Юнгер говорит о переходе мифа в историю, о моменте в котором мифическое сознание замененяется историческим. История, конечно, не существует, сколько существует человек: историческое сознание отвергает как неисторические огромные пространства и эпохи («праистория»), эти народы, цивилизации и страны, потому что "некоторые лица, некоторые события должны иметь совсем конкретные характеристики, чтобы получились историческими". Ключ для этого перехода, по мнению автора, позволяет именно произведение Геродота, через которое человек  сегодня "проходит как сквозь землю, освещенную лучами рассвета":

            "До него (Геродота) было что-то иное, мифическая ночь. Эта ночь, однако, не была темнотой. Это был сон, и она знала иного способа связи между людьми и событиями исторического сознания и ее селективных сил. Это вносит лучи рассвета в произведение Геродота. Он стоит на вершине горы, которая разделяет день от ночи: не только две эпохи, а также два вида эпох, два типа света ".

            Другими словами, реч идет о переходе от одного способа существования в что-то совсем другое, что мы называем историей. Это момент смены двух циклов, которые не можем идентифицировать со сменой исторических эпох - это на самом деле глубокое изменение в способе существования человека. Сакральное отступает образом предыдущих эпох, древние культы исчезают и на их место приходят религий, которые сами вскоре после этого становятся а-историческими или анти-историческими, даже когда инициируют события и исторические переплеты. Крестовые походы, на которые вызывает Западная Церковь, углубляют разделения и расколы, а в конечном итоге порождают Реформацию, которая началась с религиозным восхищением и желанием вернуться к "библейском начале", чтобы окончить историческим движением, которое открывает путь для свободного развития промышленности и технологий - неограниченного нормами (христианской) традиции, и свободным от человеческих надежд и желаний.


Гримаса ужаса

            Исторический мир, контуры которого можно распознать у Гомера, который был сформирован у Фукидида и который достигал своего зенита где-то в конце предпрошлого и в начале ХХ века, с нечеткими границами и в пространстве и во времени, но с ясным сознанием своих законов и устройств, начинает рушиться; огромное здание истории становится нестабильным, как признак проникновения до тех пор неизвестных иностранных сил. Эти силы имеют титанический, элементарный характер, сначала показан в технических бедствиях, от которых пострадали сотни тысяч жертв, а затем, в катаклизмических событиях ХХ века, в мировых войнах и революциях, миллионы убитых и искалеченных. Высвобождение ядерной энергии, радиация и экологическое разрушение, которыми подвергаются огромные территории, ежедневные кровавые налоги, то ли принесится в жертву "прогресса" в мирное время, то ли непосредственное следствие военных вмешательств и конфликтов, являются чем-то, что выходит из рамок, установленных историческим миром. Конечно, история тут не заканчивается, как и считал Маркс или Фукуяма. Более заметным является ускорение исторического времени, которое концентрирует события и сокращает расстояние между ключевыми точками поворота истории. Кстати, речь идет об этом, что здесь не действуют только силы, которые мы назвали историческими, и что роль человека в этих событиях принципиально меняется: он уже не в состоянии работать наравне с богами, следовать за ними, противостоять им или даже подчинять их, как это миф предпологал. Он больше не является активным участником истории, управляемый страстями или по собственной воле, как это происходит в зрелой исторической эпохи. Он становится игрушкой чего-то неизвестного, участвуюя в событиях, которые превосходят его, против его воли и мимо его замыслов.

            Выражение веселой уверенности постепенно сменяется гримасой ужаса.Человек, который до недавнего времени считался суверенным и государьем, узнает свою слабость. Средства, в которые пологал надежды, являются слабыми или в решающем моменте восстают против своего создателя. Технологические системы и социальные устройства имеют свою изнанку, свои автоматические черты, которые не сдерживают, а побуждают деструкцию, что человека ведет в положение ученика чародея, который освободил силу, с которой не может равнятся. Коррупция, криминал, насилие и террор являются следствием, а не причиной. Политические ответы , независимо от цвета и знака, не предлагают решения, а увеличивают хаос. Если не наступило время паники, человек бы, по крайней мере, получил осознание собственного упадка.

            Все это было бы немыслимо в зрелой исторической эпохе, потому что человек все еще держал себя в руках, а таким образом и историю; поэтому история не могла имет другого направления ни смысла, кроме этого, который дал сам человек, его собственными поступками и мыслями. Каждая концепция ''смысла истории'' есть концепция формирования человека, пока в классической исторической эпохе человек не формируется, а он уже есть. Вопрос о "смысле истории" поэтому не имеет смысла, и его действительно не найдем у классических писателей, начав от Геродота. Вопрос о "смысле истории", который всегда встречается вне человека, становится возможным только тогда, когда фокус истории перемещается вне человека, то ли в социальную сферу, то ли в сферу технологических отношений.

            Современный человек слишком поздно узнает свои слабости, но его перелом не обвиняет миф или историю, а именно слабость и трусость современного человека. Мир "цивилизованных ценностей", исторический мир в целом, который он создал, показался гораздо слабее, чем мы привыкли верить – слабее структурально, духовно и нравственно. При первых признаках тревоги, он начинает разрушатся, раскрывая, фактически, внутреннюю готовность к капитуляции современного человека.


          Это ''полночь истории'', которая вскоре будет заменена чем-то различным, а этот момент перехода отмечает размах титанических сил, требующих жертв в крови.



К постистории: пробуждение мифа

История, следует повторить, не существует так долго, как человек на земле. Но, осознание того, является поздно в истории, кажется, лишь на ее самом конце, когда происходит изменение границ и времени и пространства: с одной стороны, выявление далекого прошлого человека, с потерянными цивилизациями, затем, прошлости планеты и вселенной, а с другой, космических пространств, океанских глубин, или внутренности самой земли, через археологические и геологические слои, почти путем Верна. Новые перспективы вызвают головокружение. Предыстория и постистория проявляют интерес только тогда, когда здание истории становится ветхим. Но отвращение человека от истории к тому, что до сих пор не в состоянии воспринять, или ясно увидеть, теперь напоминает на бег.

            По этом или ином пути, технологическая вселенная и потребительская цивилизация придет к своему концу, как классическая историческая эпоха заканчивается технократией, тоталитарным строем в его полной форме, который не возникает из мужества, ни силы, но из трусости, слабости и страха. Невозможно сказать, как долго это будет длиться. Не имеет значения, произойдет ли это из-за внутреннего истощения, перенапряжения или катастрофы, или все это вместе. Но в каждом из этих случаев, перелом является лишь следствием невозможности человека пребывать дальше внутри исторического мира, чтобы им правил как суверенное бытие.



Возвращение мифа, однако, не возможно в смысле возврата в состояние "предыстории". Мифические силы остаются присутным, как это было в случае на протяжении всего исторического периода, но они не могут установить предыдущее состояние, потому что им не хватает предположение; в первую очередь, нет "субстрата" плодородной земли. Современный человек слишком слаб для этого, в духовном, психологическом и даже в физиологическом смысле.



Вместе с историей, постепенно исчезает и культура в ее настоящем значении, которая, в основном, только инструмент социального инжиниринга. В технократической утопии (в отличие от культуры исторического периода), массовая культура является лишь одним из способов провождения энергии и управления утопических фантазий и желаний масс; элитарная культура, которая постоянно бродит между конформизмом и отрицанием, между отрицанием и скепсисом, между скепсисом и иронией, и обратно к конформизму, по существу остается средством демифологизации и уничтожения опасных интуиций, содержащихся в мифе, что позволяет более или менее легко интегрироваться в технологическую вселенную, с иллюзией свободной воли. Появление и пробуждение этих опасных интуиций и притаивших архетипов, на маржам технократического социального механизма, создает конфликтные ситуации и приводит к задержкам в его функционировании.

В пространствах на другой стороне технократической утопии, культуре придется принимать более традиционную роль, чем это было в потребительской цивилизации. Распад исторического мира в его позднем этапе, котором мы тепер присуствуем, позволяет нам увидеть некоторые его аспекты.

В течение большей части исторического периода, культура – привилегированное место священных и мифических сил. Это один из способов, в которых мифические силы вновь проникают в исторический мир, осознавая себя в истории, в отличие от технологической Вселенной, в которой они обычно проявляются через фольклорные стихии субкультуры, чаще всего искажены до неузнаваемости, как симулякры мифического, а не как его надежные выражения. Они больше свидетельствуют о вечной и ненасытной необходимости человека к мифическим содержаниям, чем они являются признаком их реального присутствия.



Культура в пост-технократической эпохе тесно связана с восстановлением ремифологизации, в смысле узнавания и пробуждения истинных мифических содержаний, в знаке ревитализации и инновации древних и традиционных форм, вместо, как прежде, их экзорцизма. Смысл и цель демифологизации, напротив, должна быть ограничена той, которую имела в традиционных обществах: очисткой вырожденных "фольклорных" мифических форм, чтобы их место тех поступили те, которые достоверно представляют традицию.


Борис Над

Перевод с сербского Иванна Белич

KOMENTARI

Name

A Rússia atravessa o Rubicão ou o Nascimento de um Novo Mundo,1,Agarta,2,Alexander Dugin,1,Almanah Književna fantastika 2015,1,America,1,Amerika,1,An interview with Boris Nad,3,Androgin,1,Annunciation of America,1,Anthem (Blood),1,Antihrist,1,Apology,1,Argonauti,1,Arhija i Anarhija,1,Aristokratski pogled na svet Borisa Nada,1,Atlantida,1,Atlantis,1,Bagdad,1,Baghdad,1,Bajke o EU fondovima su na nivou primitivnog kulta,1,Balkan,1,Battlefield,1,Being Beauteos,1,Belo ostrvo,1,Blagovest Amerike,1,Bojno polje,1,Boris Nad,162,Boris Nad: Russian Crossing of The Rubicon or the Birth of a New World,1,Call for Papers,1,City of Gods,1,City of Gods 2,1,Co stanie się na Ukrainie w najbliższych dniach i miesiącach?,1,Čuda i mimo mita,1,Dan bogova,1,Đavolje kule,1,Day of the Gods,1,Devet svetova,1,Divlji lov,1,Dragoš Kalajić,1,English,45,Esej,56,Eurasia Movement Interviews Boris Nad on Novorossiya,1,Eurasian Artists Association: The IVth Revolution!,1,European Union against Europe,1,Evroazija,1,Ezoterizam u Dantea,1,Filip Rogović,1,French,1,German,8,Gog i Magog,1,Grad bogova,1,Greek,1,Hiperborejci,2,Hoće li "Ukrajinsko proleće" da preraste u "Rusko proleće",1,Hyperboreans,1,Ideja centra,1,Imperium Ultimum,1,Interregnum,1,Interview,4,Interview with Boris Nad,1,Intervju,15,Iran,3,Islamska država je jurišni odred SAD,1,Istinska Turska pripada Evroaziji,1,Istok,1,Istok i Zapad,1,Itaka,1,Ithaca,1,Između Mora i Zemlje,1,James Porazzo,1,Jezik Indoevropljana,1,Joaquin Flores / The return of Myth,1,Knjiga,5,Komentar Nemih Bogova,1,Koren liberalnog zla u crkvenom raskolu,1,Kraj noći,1,Kraljevstvo noći,1,Kritika,10,Lavovi s Kalemegdana,1,Leonid Savin,1,Lions from Kalemegdan,1,Ljubav nestvarnih,1,Ljubiša Jovanović,1,Lobo,1,Maksimilijan Rupert Ditrih Sikorski,1,Manifesto for the Eurasian Artists Association,1,Mitovi o Hiperboreji,1,Mitska Amerika,1,Moloh,1,Momčilo Selić,2,Moskva može strpljivo da čeka rasplet s prstom na obaraču,1,Mračni oblaci nad Evropom,1,Music,1,Muzika,2,Muzika i glasovi I,1,Muzika i glasovi II,1,Mythical America,1,Myths about Hyperborea,1,na braniku Evrope,1,Na Krajini,1,Napomena,1,Napomena uz "Gozbu",1,New Antaios Journal,1,Nicholas Diak,1,Nikola Velimirović,1,Nostalgija za Tulom u doba mašina,1,Nova knjiga: Hiperborejci,1,Novi Nojev kovčeg,1,O mito de Atlântida,1,O Retorno do Mito,1,O Skitima,1,O tradiciji,1,O tradiciji drugi deo,1,Oblivion and Discourse of Being,1,Odin,2,Onostrana Indija,1,Open Revolt,1,Ovo su dveri Agarte,1,Pannonia,1,Panonija,1,Periodika,1,Planeta Titan,1,Planeta Titan / Crno Sunce,1,Poezija,5,Polish,1,Posle Gutenberga,1,Poslednja Tula,1,Poslednji vuk,1,Postapokalipsa,1,Povest o Agarti,1,Povratak mita,2,Predgovor,1,Proza,30,prvi deo,1,Questing Beast,1,Raspad Ukrajine (Rusije),1,Rat za kraj sveta,1,Razgovor s učenim lamom,1,Rim i Kartagina,1,Ruski prelazak Rubikona ili rađanje novog sveta,1,Russian,5,SAD su teroristička država,1,Sailing To Itaca,1,Sakralna istorija,1,Simboli Hiperboreje,1,Slowakian,1,Spanish,5,Šta će se narednih dana i meseci dešavati u Ukrajini,1,Stevan Bošnjak,1,Stoleće titana,1,Strategija anakonde i američki globalni haos,1,Sveta tajna rata,1,Tamno bratstvo,1,Tehnokratija,1,The Different Ways,1,The East and the West,1,The Fourth Political Theory,1,The Fourth Political Theory: Serbian vision,1,The multipolar world,1,The Return of Myth,1,Three chronicles (One dream / Odin / Achilles),1,Through the Door of History,1,TSIDMZ,3,TSIDMZ – Ungern von Sternberg Khan,1,Turkish revolution. An interview with Boris Nad,1,U danima kuge,1,U zemljama besmrtnika,1,Ukleti brod,1,Ukrajina je u ratu,1,Uranska tradicija,1,Varvarska Skitija,1,Vavilon,1,Vavilonska kula,1,Video,2,Vuk,1,War Song,1,We are Witnessing a Deep Crisis in the Model that is Offered by the EU and USA,1,We must drive out the merchants from the temple,1,Wild Hunt,1,Wolf,1,Zaborav i govor bića,1,Zamak,1,Zamak Grala,1,Završna bitka,1,Zlatno runo,1,Zmajeve kosti,1,Η επιστροφή του Μύθου,1,Америка,1,Возвращение мифа,1,Война для конца мира,1,Интервью,2,
ltr
item
ARKTOGEJA: Возвращение мифа, Борис Над
Возвращение мифа, Борис Над
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiZP-T_eTCOK6XK5QEcd7NH7S28Ig97RcLyQPObsTB1YntL0Ts892CG2Hx8COABUGUXQMmNYZHOYt67Ck4QC236VEJ8GRgSCRZRM8NSsdwT_bjNl9h_Xkoq-HB9WdestzvCIUdX7fetXhU/s640/holy-grail-the-vision-1.jpg
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiZP-T_eTCOK6XK5QEcd7NH7S28Ig97RcLyQPObsTB1YntL0Ts892CG2Hx8COABUGUXQMmNYZHOYt67Ck4QC236VEJ8GRgSCRZRM8NSsdwT_bjNl9h_Xkoq-HB9WdestzvCIUdX7fetXhU/s72-c/holy-grail-the-vision-1.jpg
ARKTOGEJA
https://arktogeja.blogspot.com/2013/04/blog-post.html
https://arktogeja.blogspot.com/
https://arktogeja.blogspot.com/
https://arktogeja.blogspot.com/2013/04/blog-post.html
true
3991172695466286618
UTF-8
Svi postovi su učitani Nije pronađen nijedan post VIDI SVE Pročitaj više Odgovori Prekini odgovor Obriši By Početna Strane POSTOVI Vidi sve Preporučeni sadržaji OZNAKA ARHIVA PRETRAGA SVI POSTOVI Nije pronađen nijedan post koji odgovara vašem upitu Vrati nazad Nedelja Ponedeljak Utorak Sreda Četvrtak Petak Subota Ned Pon Uto Sre Čet Pet Sub Januar Februar Mart April Maj Juni Juli Avgust Septembar Oktobar Novembar Decembar Jan Feb Mar Apr Maj Jun Jul Avg Sep Okt Nov Dec upravo sada 1 minut ranije $$1$$ minuta ranije 1 sat ranije $$1$$ sata/sati ranije Juče $$1$$ rana ranije $$1$$ sedmica ranije više od 5 sedmica ranije Pratioci Prati THIS CONTENT IS PREMIUM Please share to unlock Copy All Code Select All Code All codes were copied to your clipboard Can not copy the codes / texts, please press [CTRL]+[C] (or CMD+C with Mac) to copy